Методические разработки


Классный час
по теме:
«Безопасный интернет»












Подготовила
Воспитатель: Головкова Татьяна Семеновна




Декабрь, 2017г.

Классный час «Безопасный интернет».

Цель:
обеспечить информационную безопасность обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в сети интернет
Задачи.
 1. Повышение уровня знаний учащихся о возможностях использования сети Интернет:
• получение интересной и полезной информации;
• общение и коммуникация;
• возможности для обучения;
• игровая деятельность.
2. Повышение уровня знаний учащихся об основных опасностях при использовании сети Интернет:
• проникновение вирусов и вредоносных программ, заражение компьютера, потеря данных;
• агрессивное общение и оскорбления от других пользователей; предоставление личной информации в интернете;
• обман и мошенничество.
3. Усвоение детьми правил безопасного использования интернета.
4. Повышение уровня осведомленности о возможностях решения неприятных и опасных ситуаций, возникающих в интернете.
Оборудование: компьютер, проектор,  доска, памятка для  учащихся.

Ход занятия
1.     Организационный момент.
Где найти подругу Олю?
Прочитать, что было в школе?
И узнать про все на свете?
Ну конечно, в Интернете!

Там музеи, книги, игры,
Музыка, живые тигры!
Можно все, друзья, найти
В этой сказочной сети!

Как вы уже догадались, сегодня на занятии мы с вами поговорим об интернете, а точнее о безопасности в сети интернет.

2.     Вступление.
     Ещё несколько десятков лет назад компьютер был диковинкой, а сегодня он стал доступен обычной семье.
-Ребята у кого дома есть компьютер? Кто им пользуется?
-А как вы используете компьютер? (Слушаем музыку, играем, выполняем задания, готовим сообщения).
Каждое современное предприятие внедряет компьютерные технологии в производственный процесс.
-Ребята, где вы видели компьютер? (В авиа и железнодорожных кассах, в банках, магазинах, поликлинике, на работе у родителей).
     В последние десять лет Интернет вторгся в нашу жизнь и изменил наше общество. Но при всех своих преимуществах он таит потенциальную опасность. Часто в ИНТЕРНЕТЕ встречаются материалы, которые противоречат закону, нарушают права и достоинство человека.
     Интернет позволяет нам узнавать много нового и интересного, ежедневно просматривать новости, искать нужную информацию для работы или учебы, знакомиться и общаться с людьми. Интернет позволяет отдыхать и путешествовать по миру, не выходя из дома. Здесь можно найти много полезного и интересного, НО…   на каждой странице в сети вас может поджидать опасность.
Сегодня мы обсудим эти опасности и выработаем стратегию поведения,
чтобы помочь вам сориентироваться в ИНТЕРНЕТЕ, научиться извлекать из общения с ним пользу. Мы поговорим с вами о том, как защититься от ИНТЕРНЕТ-угроз, о безопасности, бдительности, познакомимся с правилами сетевого общения.

3.     Введение в тему:
Игра «Угадай-ка».
Что за чудо-агрегат
Может делать все подряд -
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать? (Компьютер)

На столе он перед нами, на него направлен взор,
подчиняется программе, носит имя... (Монитор)

Не зверушка, не летаешь, а по коврику скользишь
и курсором управляешь. Ты – компьютерная... (Мышь)

Нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть!
Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть.
Очень тонкая натура. Имя ей ... (Клавиатура)

Сохраняет все секреты «ящик» справа, возле ног,
и слегка шумит при этом. Что за «зверь?». (Системный блок)

Сетевая паутина оплела весь белый свет,
не пройти детишкам мимо. Что же это? (Интернет)

Дети называют, показывают предметы, определяют их предназначение.

4.     Работа по теме урока.

Что такое компьютерный вирус?
Каждый из вас слышал слово «Вирус».  Вирусы в виртуальном (компьютерном) мире распространяются с помощью вложенных файлов и ссылок в электронные письма, в сообщениях в соц.сетях, через зараженные сайты, через мигающие рекламы (баннеры), через зараженные носители (флешка или диск). При этом сообщение в сети с вирусом может быть получено как от постороннего человека, так и от знакомого, но уже зараженного участника сети.
 - Чем опасно заражение компьютера вирусами?
Если ваш компьютер заражен, то он подвергается опасности. Что это значит? Это не говорит о том, он заболел  (как человек болеет ОРВИ). А означает это, что вся информация в компьютере может пострадать (она может быть удалена, испорчена, передана без вашего ведома другим людям), могут просматриваться ваши фотографии и ведеофайлы, может быть украдена личная информация.
 - Что же делать, чтоб избежать такой ситуации?
·                     установить на ПК антивирусную программу, которая будет защищать ваш компьютер от атаки вирусов и шпионских программ;
 - Какие антивирусные программы вы знаете?
·                     Регулярно обновляйте антивирусные программы;
·                     не открывайте вложения и ссылки, присланные с подозрительных адресов;
·                     заходя на сайт, никогда не кликайте по баннерам, которые обещают вам что-то интересное и заманчивое;
·                     если появилась заставка, которая заблокировала ваш ПК – сразу сообщите взрослому!
·                     посещайте только проверенные сайты и ресурсы интернет. Не скачивайте и не устанавливайте подозрительные программы.
     

Как удалить вирусы?
     Если компьютер заражен вирусом, его необходимо удалить как можно скорее. Быстрым способом проверки наличия вирусов является использование средства проверки в Интернете, такого как средство проверки безопасности Microsoft. Средство проверки – это бесплатная веб-служба, помогающая выявить и удалить вирусы, очистить жесткий диск и повысить общую производительность компьютера.
Вдруг из щели между строк
Вылезает червячок.
Безобидный он на вид,
Но в себе беду таит.
Может файлы он стирать,
Может деньги воровать,
Предлагает нам обновки,
Вирус – мастер маскировки!
Не хочу попасть в беду,
Антивирус заведу!


5.     Физкультминутка. Игра «Вирусы».
Цель игры: Эмоциональная разрядка, снятие напряжения.
Вспомогательные материалы: Листы А4 двух цветов (черные и белые) и лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
 Листы А4 нужно скомкать и сделать из них снежки двух разных цветов. Снежки  чёрного цвета обозначают, например, вирусы, спам, зараженные файлы, снежки  белого цвета – безопасная информация, безопасные файлы.  Учащиеся делятся на две команды так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 2 - 3 м. В руках каждой команды снежки двух цветов, которые они, по команде ведущего, бросают другой команде.
Задача: как можно быстрее закидать противоположную команду снежками, при этом успевая откидывать все «опасные» снежки и сохранять у себя все «безопасные».  Услышав команду «Стоп!», учащиеся должны прекратить игру. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше «опасных» и больше «безопасных» снежков. Перебегать разделительную линию запрещено.

6.     Закрепление материала.
Мошенничество в сети
Что это такое мошенничество? (ответы детей)
Мошенники могут быть хорошо оснащены и использовать самые разные инструменты и методы. Например, могут заманчивыми предложениями, выигрышами, викторинами приглашать вас принять участие в играх, где вы должны будите заплатить небольшую сумму денег за это или отправить платное смс на указанный номер. Естественно, ничего вы не выиграете, а только потеряете свои деньги.
 Мошенники также могут перехватывать и подбирать пароли к вашим страничкам в соц.сетях, чтоб от вашего имени заходит туда и рассылать рекламу (спам). В итоге вашу страницу заблокируют и вы не сможете сами зайти туда.
Люди, которые умеют взламывать чужие страницы и чужие базы данных, называются хакерами.
Мошенники иногда присылают на адрес электронной почты письма, в которых просят помощи в проведении многомиллионных операций, обещая вам за это солидные % и прибыль. Если получатель такого письма согласиться, у него выманивают деньги все больше и больше.
Послушайте, я прочитаю вам пример такого письма (учитель читает слайд).
 - Что вызывает подозрение в этом письме? Что настораживает?
 - Как надо реагировать на такие письма?
·                     удалить письмо как спам;
·                     не отвечать на письмо и не переходить ни по каким ссылкам, указанным в письме;
·                     не переводить денег никому на счет и не указывать свои банковские реквизиты;
·                     не отправлять смс в сети интернет.

Как вести себя в сети
Никогда не говори и не пиши в сети того, чего бы ты не мог сказать человеку в лицо.
Интернет скрывает истинные лица собеседников, и ты не можешь знать, с кем разговариваешь и как твой собеседник отреагирует на твои слова.
Никогда не предоставляй информации о себе и своей семье незнакомым людям и не публикуй ее в Сети без ведома родителей.
Не подписывай фотографии, которые могут увидеть незнакомые люди, и не вывешивай на своих страницах фотографии, из которых можно узнать твой домашний адрес.
Никогда не скачивай из Сети программы, а также фильмы, книги, музыку без ведома родителей – это может быть незаконно и небезопасно для вашего компьютера.
В Интернете есть сайты, которые предназначены только для взрослых. Если ты попал на такой сайт, просто закрой его.
Никогда не соглашайся на встречи со своими онлайновыми знакомыми. Если ты болтаешь с кем-то в Интернете, не отвечай на наводящие вопросы. Будь настороже, если незнакомый человек спрашивает тебя, где и в какое время ты обычно гуляешь.
Задавая безобидные вопросы, преступник может постепенно выяснить кто ты, где живешь, учишься и проводишь свободное время. А потом он может начать подстерегать тебя около дома или школы.

Интернет зависимость
«Интернет зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.
- Что может случиться, если человек очень много проводит времени в сети интернет?
Интернет-зависимость – это психическое заболевание, при котором у человека возникает потребность в постоянном использовании интернета (у кого-то для общения, у кого-то для игр). Излечение само по себе не наступит и требуется вмешательство врача или психолога.
При компьютерной зависимости человек погружается в виртуальную реальность и только изредка возвращается в реальную жизнь. В тяжелых случаях игромания может привести к потере аппетита и сна. А начинается все  просто с обычного засиживания за компьютерной игрой. Оно становится более длительным. Человеку кажется, что он провел за компьютером немного времени, а оказалось, что прошло уже несколько часов. Когда же зависимость от игры становится очевидной, то бороться с ней уже очень сложно.
Кроме того, многие онлайн-игры сопровождаются платными услугами и при игровой зависимости человек может тратить на игру все имеющиеся деньги. Наиболее опасны из игр различные стрелялки, гонки, бродилки. Они сопровождаются агрессивными эмоциями, вызывают озлобленность. Это проявляется по отношению к тем, кто вас может отвлечь от игры.
Игры вызывают сильнейшее психическое переутомление, а длительное пребывание в одной позе отрицательно сказывается на осанке, состоянии сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата.
- Как вы считает, что надо делать, чтоб избежать  зависимости от  компьютера?
·        делать частые перерывы и упр.для глаз;
·        выбирать «полезные» игры, тренирующие внимание, память, мышление - это ребусы, головоломки, логические игры;
·        чаще бывать на свежем воздухе и общаться с реальными друзьями.


Угрозы Интернета
Сейчас существует много социальных сетей, в которых вы можете не только общаться со своими друзьями, но и знакомиться с новыми людьми, находить друзей по переписке и даже влюбляться.
-  Какие вы знаете сайты для общения?
 - Знакомился ли кто-нибудь из вас с новыми людьми на таких сайтах?
Опасность интернет-общения заключается в том, что возможно придумать себе любой образ. В процессе переписки можно представить себя кем угодно, даже известной личностью, артистом. Общаться в социальных сетях легко и просто, не надо стесняться и бояться, что не понравишься собеседнику. Если вас не устраивает ваша внешность, можно выставить на сайте чужое фото и вести переписку от имени другого человека.
Часто такими уловками пользуются преступники, маньяки и насильники. Чтобы завлечь свою жертву, они под именем  подростка (мальчика или девочки) некоторое время общаются с вами, втираются в доверие, выясняют ваш адрес, номер телефона или школу, в которой вы учитесь. Затем предлагают встретиться. И вы, ничего не подозревая, с радостью мчитесь на встречу к новой знакомой «девушке», которая вам очень понравилась… НО… увы, вас ждет не просто разочарование от встречи с незнакомцем, но и реальная угроза потерять свою жизнь и стать жертвой насильника.
 - Как вы думаете, что надо делать, чтоб не попасть в такую опасную ситуацию?
(варианты ответов детей)
Подведем итог. Надо соблюдать следующие правила:
·                     не знакомьтесь с незнакомыми людьми. Часто за красивой фотографией скрывается совсем другое лицо;
·                     не указывайте при общении свой номер телефона, адрес и школу, не сообщайте незнакомцам сведения о своей семье;
·                     не назначайте встречи с незнакомцами;
·                     если при общении вы заподозрили что-то неладное, сразу сообщите об этом родителям и прекратите общение с этим человеком;
·                     не выкладывайте личные фото и фото семьи, так как ими могут воспользоваться во вред вам;
·                     общайтесь только с проверенными людьми.

7.     Подведение итогов.
Ребята, мы поговорили с вами об ИНТЕРНЕТ, об угрозах и вирусах.

Рефлексия
Подведем итог, интернет – это добро или зло???
1. Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного образования – это хорошо или плохо? (это очень хорошо)
2. Интернет – это море информации – это хорошо или плохо? (это хорошо, но информация бывает и плохая)
3. Общение в интернете – это хорошо или плохо, почему? (и хорошо, и плохо. Живое общение не должно заменяться виртуальным)



- Что вы узнали для себя нового о безопасной работе в сети Интернет?
- Если информация, полученная сегодня на уроке, для вас полезная, нужная – поднимите жёлтый смайлик, если вы знаете всё, о чем сегодня говорили и применяете эти правила – зеленый смайлик.


Надеюсь, занятие было для вас интересным и полезным.
Чтобы вы помнили правила работы в Интернете, я подготовила вам закладки-памятки с этими правилами. Чаще их читайте и соблюдайте!
Помните, интернет может быт прекрасным и полезным средством для обучения и отдыха, но как и реальный мир, сеть тоже может быть опасна!

Памятка по безопасному поведению в Интернете
1. Когда ты регистрируешься на сайтах, старайся не указывать персональную информацию в Интернете.
Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей.
2. Используй веб - камеру только при общении с друзьями. Проследи, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, так как он может быть записан.
3. Ты должен знать, что если ты публикуешь фото или видео в Интернете -каждый может посмотреть их.
4. Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если ты получил такое письмо, не отвечай на него. Если ты ответишь на подобное письмо, отправитель будет знать, что ты пользуешься своим электронным почтовым ящиком, и будет продолжать посылать тебе спам.
5. Если тебе пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше             не открывать. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы. В них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
6. Не добавляй незнакомых людей в свой контакт.
7. Если тебе приходят письма с неприятным и оскорбляющим тебя                содержанием, если кто-то ведет себя в твоем отношении неподобающим образом, сообщи об этом взрослым.
8. Если рядом с тобой нет взрослых, не встречайся в реальной жизни с людьми, с которыми ты познакомился в Интернете. Если твой виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к твоей заботе о собственной безопасности!
9. Никогда не поздно рассказать взрослым, если тебя кто-то обидел или расстроил.



 




Комментариев нет:

Отправить комментарий